s4v0 | Электронная интерактивная модель академического издания А.С. Пушкина

«Подражание» IV (так же как «подражания» VIII и IX) основано на аяте 260 суры 2 «Крава», в которой речь идет о Нимвроде: «Не рассуждаете ли вы о деянии такового, коему дал Господь царство? како состязается он о Боге со Авраамом? Авраам рек ему: Господь мой дает жизнь и смерть; он же: я даю и смерть и живот из подданых моих, кому хощу. Авраам: Бог подъемлет солнце с востока, подними его с запада: неверный смутился умом» (Книга Аль-Коран... Ч. 1. С. 33).

В стихотворении земной владыка вступает в спор непосредственно с Богом, что подчеркивает тщету человеческой гордыни. Такой сюжетный ход (прямое обращения Бога к усомнившемуся в его величии), вероятно, мог быть подсказан риторической структурой «Оды, выбранной из Иова, глава 38, 39, 40 и 41» М. В. Ломоносова, обнаруживающей образные и синтаксические переклички с пушкинским текстом:                                                                                                      

Внимай, коль в ревности ужасно

Он к Иову из тучи рек!

…......................................................

Где был ты, как я в стройном чине

Прекрасный сей устроил свет,

 .........................................................

Покрытую пучину мглою

Не я ли сильною рукою

Открыл и разогнал туман...

                          (Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.

                          М.; Л., 1959. Т. 8. С.  387, 388, 392)

Сходный мотив Ломоносов также использовал в «Оде на прибытие ⟨…⟩ Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по коронации» (полностью опубл. 1751):

Претящим оком Вседержитель

Воззрев на полк вечерний рек:

«О дерсский мира нарушитель,

Ты меч против Меня извлек.

Я правлю солнце, землю, море,

Кто может стать со мною в споре?

Моя десница мещет гром…

                  (Там же. С. 86)