«Подражание» IV (так же как «подражания» VIII и IX) основано на аяте 260 суры 2 «Крава», в которой речь идет о Нимвроде: «Не рассуждаете ли вы о деянии такового, коему дал Господь царство? како состязается он о Боге со Авраамом? Авраам рек ему: Господь мой дает жизнь и смерть; он же: я даю и смерть и живот из подданых моих, кому хощу. Авраам: Бог подъемлет солнце с востока, подними его с запада: неверный смутился умом» (Книга Аль-Коран... Ч. 1. С. 33).
В стихотворении земной владыка вступает в спор непосредственно с Богом, что подчеркивает тщету человеческой гордыни. Такой сюжетный ход (прямое обращения Бога к усомнившемуся в его величии), вероятно, мог быть подсказан риторической структурой «Оды, выбранной из Иова, глава 38, 39, 40 и 41» М. В. Ломоносова, обнаруживающей образные и синтаксические переклички с пушкинским текстом:
Внимай, коль в ревности ужасно
Он к Иову из тучи рек!
…......................................................
Где был ты, как я в стройном чине
Прекрасный сей устроил свет,
.........................................................
Покрытую пучину мглою
Не я ли сильною рукою
Открыл и разогнал туман...
(Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.
М.; Л., 1959. Т. 8. С. 387, 388, 392)
Сходный мотив Ломоносов также использовал в «Оде на прибытие ⟨…⟩ Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по коронации» (полностью опубл. 1751):
Претящим оком Вседержитель
Воззрев на полк вечерний рек:
«О дерсский мира нарушитель,
Ты меч против Меня извлек.
Я правлю солнце, землю, море,
Кто может стать со мною в споре?
Моя десница мещет гром…