s1v51 | Электронная интерактивная модель академического издания А.С. Пушкина

...когда Пиччини Пленить умел слух диких парижан... – Итальянский композитор Никола Пиччини (Piccini, 1728–1800) – представитель неаполитанской оперной школы, противник оперных реформ Глюка (см. о них примеч. к ст. 32–39). В Париже имела громадный успех опера Пиччини «Роланд» («Roland», пост. 1778). Борьба «глюкистов» и «пиччинистов», т. е. приверженцев новых и старых оперных традиций стала крупным событием французской музыкальной жизни XVIII в. Пушкин мог знать о ней из предисловия к «Полигимнии» Мармонтеля (см. выше), и, вероятно, также и из других источников: о ней писали Руссо, Дидро (см.: Алексеев 1935. С. 535), Н. М. Карамзин в III части «Писем русского путешественника» (гл. ⟨107⟩ «Оперное знакомство» (Карамзин 1987. С. 267; см. там же, с. 659–660, примеч. Ю. М. Лотмана).