s1v32 | Электронная интерактивная модель академического издания А.С. Пушкина

Когда великий Глюк ~ И встречным послан в сторону иную? – Отражение подлинного факта творческой биографии Сальери. Его первые оперы были написаны под влиянием венских учителей в стиле немецкой музыки. С 1778 г. Сальери обратился к итальянской традиции и был уже зрелым, признанным композитором, когда знакомство с творчеством немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка (Gluck,1714–1787) побудило его кардинально сменить эстетические ориентиры. Он сделался последователем предпринятой Глюком оперной реформы, согласно которой драматическое содержание выдвигалось на первое место и подчиняло себе музыку. Не получившая поддержки в Вене, реформа Глюка была реализована в предреволюционном Париже, где на ее стороне решительно выступили энциклопедисты (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбер и др.). Переехав в Париж, Сальери благодаря Глюку получил заказ на оперу «Данаиды», написал ее под руководством старшего композитора и стяжал огромный успех (пост. 1784). В предисловии к «Тарару» Бомарше указал на принадлежность Сальери к школе Глюка, а также на близость собственных положений об оперном искусстве к смыслу и пафосу реформы Глюка. Об отношении Глюка к Сальери см.: Браудо 1922. С. 105–106. Имя Глюка, как и появляющееся позже имя Бомарше, подчеркивает кровную связь Сальери с культурой просветительства.