Усните здесь сном силы и покоя, Как боги спят в глубоких небесах... – Ю. М. Лотман видит в этих словах отражение эпикурейской доктрины: боги «не вмешиваются в ход земных дел, управляемых слепой судьбою, а пребывают в глубоком покое, блаженном бездействии. Они спят сном потенциальной мощи и, не участвуя в людской суете, являют людям образец для подражания». Подобные мысли звучат у исповедовавших эпикурейский стоицизм поэтов-либертинцев, Теофиля де Вио (1590–1626) и его учеников. О богах (вместо единого Бога) говорили и ренессансные предшественники либертинцев. «Таким образом, Пушкин наделяет Барона, который еще рыцарь, философией эпикурейца (либертинаж для него – явно ренессансное явление). Однако тут же совершается знаменательная подмена: ⟨…⟩ эпикурейские боги, блаженствующие в мощном бездействии, заменяются золотыми монетами» (Лотман Ю. М. Заметки к проблеме «Пушкин и французская культура» // Лотман 2003. С. 357–362).