О! мой отец не слуг и не друзей ~ Всю ночь не спит, Все бегает да лает. – В послании Г. Р. Державина «К Скопихину» (1803), в той строфе, начало которой Пушкин намеревался взять в качестве эпиграфа к «Скупому рыцарю» (см. ниже, с. 000), имеется сходный образ:
Престань и ты жить в погребах,
Как крот в ущельях подземельных,
И на чугунных там цепях
Стеречь, при блеске искр елейных,
Висящи бочки серебра
Иль лаять псом вокруг двора.
(Державин. Т. 2. С. 454–455)
Ср. также в «Воспоминаниях на святках» Н. А. Полевого: «Вы, конечно, слыхали, что один скупец, боясь воров, но в то же время жалея расходов, не хотел купить собаки, а купил только цепь, и, выходя по ночам из дома, гремел цепью и сам лаял собакою» (Новый живописец общества и литературы, составленный Николаем Полевым. М., 1832. Ч. 5. С. 174). Взаимовлияние Пушкина и Полевого исключено: к 1832 г. «Скупой рыцарь» был уже написан; Полевой мог с ним познакомиться лишь в 1836 г. Вероятно, образ восходит к устному анекдоту о скупце (см.: Грибушин 1975. С. 84–85).
Алжирский раб – «В средневековом Алжире существовало пиратское государство, и пленник, обращенный пиратами в раба, служил не просто господам, но разбойникам-нехристям», поэтому «алжирский раб – это <...> презираемая крайность даже такого отвратительного состояния, как рабство» (Рассадин 1977. С. 67).