S1V11 | Электронная интерактивная модель академического издания А.С. Пушкина

Ст. 11—12. Не я ль язык твой одарил Могучей властью над умами? — Прямого соответствия этим стихам в переводе Веревкина нет, что дало основание Томашевскому (а вслед за ним и другим исследователям) утверждать, что Пушкин ввел от себя тему, «совершенно отсутствующую в Коране: тему власти языка, могущества слова» (Томашевский 1961. C. 21; см. также его примеч. к «Подражаниям Корану» в изд.: Акад. в 10 т. (2) Т. 2. С. 422, то же: Акад. в 10. (4) Т. 2. С. 373). Между тем о даровании пророку красноречия как доказательстве истинности пророческой миссии неоднократно говорится в Коране: «Аз дах дар пророчествовати им…» (Книга Аль-Коран... Ч. 1. С. 197 — о предшественниках Магомета); «...аз ниспослах благодать мою на него и дар красноречия во истине» (Там же. Ч. 2. С. 41 — об Аврааме); «Господи! даждь ми ведати изволения твои; даждь силу языку и словам моим, да приимутся истинными от потомства моего…» (Там же. С. 105 — обращение Авраама к Аллаху); «…научай народ вдохновенному тебе мною…» (Там же. Ч. 1. С. 211 — обращение Аллаха к Магомету) См.: Соловей 1979. С. 128–129.